
Российскому рынку такси для обновления парка необходимо ежегодно не меньшее 50 тысяч машин. Пока эту нишу стремительно заполняют китайские производители, конкурировать с которыми отечественному автопрому непросто — и по количеству производимых машин, и по разнообразию модельного ряда, — чтобы закрыть все ниши в сфере перевозки пассажиров. Облегчить конкуренцию для российских концернов призван законопроект о локализации автомобилей для такси, который находится на рассмотрении в Госдуме. «Парламентская газета» узнала подробности готовящихся ко второму чтению поправок.
Китайский автопром шагает по стране
О засилье китайских марок сегодня говорят все: по некоторым прогнозам, их доля в такси скоро может достигнуть 60-70 процентов. На нашем рынке производители из Поднебесной чувствуют себя вполне вольготно, цены на их продукцию растут, но ее все равно покупают — в отсутствие конкуренции и при серьезных скидках. При этом водители жалуются на проблемы с движками у этих машин, рассказал «Парламентской газете» зампред профсоюза «Таксист» Андрей Попков: «В среднем их ресурса хватает на 120-150, максимум на 200 тысяч километров, после чего движки зачастую просто сгорают. Этого очень мало для такси. И это беда не конкретной модели, а китайского автопарка в целом».
«Китайцы» выгодны еще и потому, что закрывают сегодня все ценовые ниши — и эконом, и бизнес-класс, — поэтому, чтобы выиграть в битве за покупателя, российским производителям неизбежно придется расширять модельный ряд, сказал нашему изданию главред журнала «За рулем» Максим Кадаков.
У российского «АвтоВАЗа» такие планы, к слову, есть: осенью 2024 года начнется выпуск модели представительского класса Aura, в гамме которого запланирована специальная версия для такси. Но готов ли отечественный автогигант конкурировать с китайцами.
Автопром справится, перевозчики купят
В прошлом году в России насчитывалось больше 350 тысяч машин такси. С учетом среднего срока службы авто в сфере перевозки пассажиров — три года — ежегодно нужно менять около 50 тысяч автомобилей. Как рассказал нашему изданию президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов, такие объемы более чем реальны: «Производственный план на 2024 год у нас — амбициозный, мы произведем около полумиллиона автомобилей. Из них минимум 25 тысяч уже запланировано под контракты с таксомоторными парками. Мы готовы обеспечить и более высокий спрос, если он появится».
В автоконцерне рассчитывают, что Правительство вернет легковые автомобили в систему льготного лизинга, — это облегчит таксопаркам возможность выкупа запланированного объема машин.
Перевозчики и сами готовы возить пассажиров на отечественных авто. «Мы поддерживаем необходимость оказания помощи в развитии отечественного автомобилестроения, но важно учитывать и эксплуатационные требования, выдвигаемые к автомобилям такси, с точки зрения высоких нагрузок, безопасности, комфорта, — сказала «Парламентской газете» председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. — И, конечно, стоимости. Отечественные автомобили не должны стоить дороже китайских».
Каждой операции — своя «цена»
Облегчить нашим производителям конкуренцию призван законопроект о локализации машин для такси, внесенный в Госдуму в ноябре прошлого года председателем Комитета Совфеда по экономической политике Андреем Кутеповым и главой Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимиром Гутеневым. Согласно документу, Правительство установит минимальный обязательный уровень локализации автомобилей, приобретаемых для использования в такси, по аналогии с балльной системой о допуске машин к участию в госзакупках. Власти в регионах смогут повышать долю обязательной локализации в зависимости от развития автомобильной отрасли. В первом чтении законопроект приняли в январе 2024 года.
Минпромторг с 2019 года использует балльную систему расчета уровня локализации автомобилей. Модель должны собирать на российском предприятии, из российских комплектующих: чем больше операций производят в РФ, тем выше уровень локализации. Сварка кузова, покраска, штамповка, отечественный металл, краски, мелкие комплектующие — все имеет свою «цену».
Принятие закона о локализации такси позволит поддержать отечественный автопром, уверен спикер Госдумы Вячеслав Володин. «Надо помогать российским производителям и сделать все, чтобы автомобилестроение в нашей стране стало успешной, конкурентной отраслью промышленности», — сказал он при рассмотрении законопроекта 18 января.
Принятия закона, по словам Андрея Кутепова, ждут производственники и представители сферы перевозок. Норма позволит обеспечить баланс между потребностью рынка в поддержании и обновлении парка автомобилей такси и развитием отечественной автомобильной промышленности как одного из ключевых секторов экономики.
Чиновники выбрали отечественное
Пока таксистам только предстоит в полной мере оценить все прелести российского автопрома, чиновники уже это делают. После призыва Владимира Путина пересесть на отечественные авто власти многих регионов опробовали изрядно подзабытые российские машины. В адрес руководства «АвтоВАЗа» поступают письма из регионов, где автопарки местных администраций стремительно обновляются за счет продукции концерна. Автомобили LADA показали свое качество и надежность при низкой стоимости владения, написали из автобазы правительства Удмуртии. А в родной для автопроизводителя Самарской области напомнили, что давно сотрудничают с ним и там уже больше сотни служебных машин имеют российский шильдик.
В гараж Госдумы поступили 33 автомобиля Lada Vesta. Постепенно, по мере выбытия иномарок из строя, депутаты будут обеспечиваться машинами «Москвич», Lada, Aurus в Москве, сообщала в январе пресс-служба палаты. Вячеслав Володин в качестве служебного автомобиля использует Aurus, а в нерабочее время ездит на «Москвиче-3».

Закал ручку двери, очень хорошо обслужили, доволен как слон. Заказ пришел быстро. Процветания вашей компании

Большое спасибо Анатолию, за оперативную отправку. Подрулевой шлейф чанган цс35. Всё работает!!!

Заказывал внутреннюю ручку открывания двери на Ланос и на него же ручку заднего стеклоподъемника. Анатолий принял заказ, оформил, прислал видео товара и организовал доставку. Все максимально быстро и четко. Спасибо

Купил четыре колеса, диски в сборе с резиной. Доставка в Череповец прошла быстро. Спасибо Алексею за помощь.

Менеджер грамотно и правильно подсказал по запчастям. Купил не все, что хотел, но многое на свой второй фокус.

Я зол. Приехал за капотом на приору. И вроде выбор есть, но не выбрал ничего.

Менеджер вежливый. Принес мне фару для моей Цэшечки W202, протер и даже помог сразу поставить. Спасибо.