
Автомобили заниженного экологического класса выпускают и продают в России уже более года. Почему это разрешили, и чем такие машины опасны для окружающей среды
Российские автоконцерны начали возвращаться к выпуску автомобилей с моторами, отвечающими экологическому стандарту Евро-5. При этом до 1 февраля 2024 года у производителей сохраняется право ставить двигатели, которые соответствуют гораздо менее строгим стандартам. Зачем в России смягчили требования к мотором, какие автомобили появились за счет таких льгот и каковы будут возможные экологические последствия.
Зачем отменили Евро-5
Необходимость в смягчении технических требований к выпускаемым в России автомобилям возникла весной 2022 года, когда стали наблюдаться проблемы с поставками импортных комплектующих. 12 мая 2022 года Правительство России приняло постановление о временном возврате к национальным нормам технического регулирования, а 21 мая они вступили в силу.
В частности, это позволило крупным автопроизводителям выпускать продукцию, более не соответствующую требованиям Евро-5 — этот стандарт был обязателен в России и странах Таможенного союза с 2019 года.
Фактически, заводы получили право делать моторы класса Евро-0. Как уточняли в пресс-службе Минпромторга, правилами действительно предусмотрена возможность выпускать автомобили экологических классов ниже действующих: Евро-0, 1, 2, 3, 4. «Допускается выпуск в обращение транспортных средств всех экологических классов», — поясняли в ведомстве в ответ на запрос Autonews.ru.
Но если бы производители восприняли эту льготу буквально, это означало бы возврат к еще советским стандартам двигателестроения с карбюраторным впрыском топлива и отсутствием каталитических нейтрализаторов выхлопных газов. На практике российские заводы еще к началу 2000-х годов перешли на инжекторный впрыск и смогли обеспечить уровень выбросов Евро-2.
В отсутствии импортных компонентов отечественные заводы были вынуждены отказаться от Евро-5 и вернуться именно к Евро-2. Этот стандарт правительство приняло в качестве минимально допустимого с 1 июня 2023 года. При этом его использование было продлено минимум на год — до 1 февраля 2024 года.
В Минпромторге подчеркивали, что такие машины будут легальны для использования в России на протяжении всей их службы. При этом на автомобилях пониженного экологического класса нельзя выезжать в соседние страны, даже в рамках Таможенного союза. Исключением стала лишь Белоруссия.
Под крупными автопроизводителями в данном случае подразумевались компании, использующие отечественные силовые агрегаты. Это ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, а также грузовые заводы КамАЗ и «Урал». Разрешение на производство транспортных средств в соответствии с правилами, российские изготовители получили, в частности, на следующие модели:
основная линейка двухосных и трехосных транспортных средств и шасси КамАЗ;
вся линейка транспортных средств марки УАЗ;
автобусы ПАЗ 3205;
автомобили и шасси ГАЗ 3302 (ГАЗель Бизнес, Соболь);
автомобили Lada 2190 (Lada Granta).
Примечательно, что эксплуатация таких упрощенных автомобилей, возможна только на территории государства, изготовившего это транспортное средство, или же в условии взаимных двусторонних договоренностей. Такую принципиальную договоренность России удалось достичь только с Белоруссией.
На предприятия, собирающие иномарки, послабления не распространялись. Однако к лету 2022 года почти все они были остановлены за исключением заводов по сборке машин из китайских машинокомплектов. Это предприятие Haval в Тульской области, к которому к концу года присоединился «Москвич», выпускающий модели JAC под собственным брендом.
В настоящий момент российские бренды уже предлагают как машины с моторами Евро-5, так и Евро-2. «АвтоВАЗ» начала возвращать Евро-5 с сентября 2023 года. УАЗ предлагает оба варианта, причем машины с «Евро-2» дешевле. ГАЗ продолжает ставить на свои грузовички дизельные моторы Евро-2 серии G21, при этом более доступный бензиновый вариант соответствует Евро-5. Согласно данным КамАЗа, все их современные модели соответствуют Евро-5.

Закал ручку двери, очень хорошо обслужили, доволен как слон. Заказ пришел быстро. Процветания вашей компании

Большое спасибо Анатолию, за оперативную отправку. Подрулевой шлейф чанган цс35. Всё работает!!!

Заказывал внутреннюю ручку открывания двери на Ланос и на него же ручку заднего стеклоподъемника. Анатолий принял заказ, оформил, прислал видео товара и организовал доставку. Все максимально быстро и четко. Спасибо

Купил четыре колеса, диски в сборе с резиной. Доставка в Череповец прошла быстро. Спасибо Алексею за помощь.

Менеджер грамотно и правильно подсказал по запчастям. Купил не все, что хотел, но многое на свой второй фокус.

Я зол. Приехал за капотом на приору. И вроде выбор есть, но не выбрал ничего.

Менеджер вежливый. Принес мне фару для моей Цэшечки W202, протер и даже помог сразу поставить. Спасибо.