ЗИС-Спорт и ГАЗ-А-Аэро — пропавшие спорткары из СССР

19.10.2021
ЗИС-Спорт и ГАЗ-А-Аэро — пропавшие спорткары из СССР

ЗИС-Спорт — комсомольский шик-модерн

Родстер строили к юбилею, но появился он совсем случайно. Темой дипломного проекта работавшего на ЗИСе Анатолия Пухалина был «скоростной автомобиль». И, конечно, молодому инженеру хотелось воплотить идею в жизнь.

Фантазера поддержали такие же юные коллеги: Владимир Кременецкий и Николай Пульманов. А нарисовать кузов охотно согласился художник Валентин Ростков — в будущем дизайнер нескольких моделей ЗИС и ЗИЛ.

Создатели спортивной машины называли ее «шик-модерн», но задумали они не просто необычный элегантный кузов, а действительно спортивный автомобиль. Поэтому в обеих зависимых рессорных подвесках автомобиля, который принято называть ЗИС-Спорт, заимствованных от серийного ЗИС‑101, появились стабилизаторы.

Взялись форсировать и стандартный двигатель. Начальство поначалу смотрело на затею комсомольцев скептически, но ведь они занимались своим «шик-модерном» в нерабочее время.

И тут о машине стало известно помощнику директора ЗИС Ивана Лихачева, а по совместительству — тоже комсомольскому активисту. Именно он «доложил вопрос» грозному директору так, что проект попал в список «подарков матери Родине» к двадцатилетию комсомола, которое отмечали аккурат в 1938‑м.

Наверняка молодые фантазеры не довели бы дело до конца, если бы не приказ самого Лихачева, и, как следствие, подключение к постройке родстера всех необходимых для этого цехов.

Машина длиной аж 5600 мм и с колесной базой 3570 мм (немногим меньше, чем у лимузина ЗИС‑101) обрела мотор увеличенного с 5,8 л до 6,06 л рабочего объема. Рядная «восьмерка» с алюминиевой головкой развивала 141 л.с. при 3300 об/мин. Прилично по тем временам. Скажем, «восьмерка» немецкого Хорьха‑853А выдавала максимум 120 л.с. - правда, с рабочего объема 5 л. И Horch был серийным автомобилем.

Информация о машине попала в «Комсомольскую правду» уже 17 октября 1938 года. Но эффектный автомобиль на рисунке к газетной заметке с реальным родстером не имел практически ничего общего.

А машина получилась поразительная. Она не копировала ни один зарубежный аналог, хотя отчасти и напоминала американский концепт Buick Y‑Job того же 1938 года. Не факт, кстати, что молодые фантазеры видели хотя бы фотографию того Бьюика.

Доделать машину в 1938‑м, а значит к комсомольскому юбилею, не успели. Только осенью 1939 года родстер, разобрав ту самую стену Дома Союзов, показали делегатам московской партконференции, включая членов политбюро. Машина им понравилась. Но испытания отложили уже на 1940‑й.

ЗИС-Спорт готовили к первенству страны по автогонкам, которое так и не состоялось. Но на испытаниях автомобиль развил рекордные для СССР 162,46 км/ч. До плановых 180 км/ч, о которых мечтали молодые инженеры, было уже недалеко. Но, как водится, после юбилея интерес начальства к родстеру поутих. А потом началась война. Куда пропал единственный ЗИС-Спорт после спешной эвакуации завода в октябре 1941‑го, не могли вспомнить даже ветераны завода.

ГАЗ-А Аэро — экспериментальная аэродинамика

Обтекаемое аэродинамическое купе, построенное еще в 1934 году, как и ­ЗИС-Спорт, не стыдно было бы выставить на международном автосалоне. Но об этом никто, конечно, не думал. Тем более, что потенциальный шоу-стоппер создали не в модном кузовном ателье, а в Военной академии механизации и моторизации РККА. Именно там адъюнкт кафедры бронеавтомобилей Алексей Никитин озаботился темой аэродинамики.

Авангардный двухдверный кузов поставили на стандартное шасси ГАЗ-А — единственного на тот момент отечественного серийного легкового автомобиля. Машина с закрытым кузовом, сделанным по тогдашним европейским технологиям (деревянный каркас, обшитый сталью), оказалась немного тяжелее стандартного открытого «газика». Но благодаря куда лучшей аэродинамике (Сх = 0,207) максимальная скорость выросла с 90 км/ч до 106 км/ч, а экономичность улучшилась в среднем на четверть.

За эту работу Никитина наградили денежной премией и даже автомобилем ГАЗ-А. Правда, битым — после аварии. Автодору предписали помочь инженеру с восстановлением машины. Помогли ли, неизвестно, но надеюсь, так и случилось.

А Никитин тем временем переключился на куда более актуальную танковую тематику. Машину, которую принято называть ГАЗ-А Аэро, как и другие чудеса 1930‑х, тоже смыл поток времени. Ну, можно ли себе представить, что, словно где-нибудь во Франции или даже в Чехословакии, какое-нибудь советское кузовное ателье стало бы делать нечто подобное на заказ?

ОТЗЫВЫ

Если у вас остались вопросы, звоните!
8 (498) 301-87-77
8 (926) 356-27-77
0
0
0

Не нашли?

Позвоните нам, мы подскажем

Сомневаетесь?

Позвоните нам, мы проконсультируем

В вашей корзине еще нет товаров

Приветствуем Вас, дорогой покупатель! Сожалеем, что Вы еще ничего не добавили в корзину.
Если у Вас возникли какие-либо сомнения или Вам нужна консульция - звоните нам. Мы - поможем!