
В 1970-х годах в Великобритании знали не только Москвичи и Жигули, но и КрАЗы. Правда, под другим именем. Об этом пишет журнал “За Рулем”.
На фоне экономического подъема, начиная с конца 1960-х, в Британии активно строили дороги и автомагистрали, что резко увеличило потребность в тяжелых самосвалах. Несмотря на наличие собственных производителей, британские строители обратили внимание на импортные модели. Первые закупки пришлись на немецкие самосвалы Magirus-Deutz — те же, что использовались в СССР при строительстве БАМа.
Однако внимание британцев неожиданно привлекли и советские грузовики. Легковые модели из СССР к тому времени уже были известны в Великобритании: они не блистали роскошью, но отличались прочностью, выносливостью и доступной ценой.
В стране была создана компания UMO Plants с главным офисом в Летчворте, графство Северный Хартфордшир, и филиалом в Докастере, Саут-Йоркшир. Первые закупки пришлись на белорусские карьерные самосвалы БелАЗ-540. Журналист Construction News Байорос Уэн даже посетил завод в Жодино и написал о нем комплиментарную статью.
После БелАЗов британцы обратили внимание на самосвалы КрАЗ — более легкие и пригодные для дорог общего пользования. Первые КрАЗ-256 прибыли в Британию в 1970 году под своим именем, но вскоре на них стали наносить надпись BELAZ — уже известный бренд среди строительных компаний. Под маркой BELAZ продавались не только КрАЗы, но и другая строительная техника, включая УАЗ-452.
Экспортные КрАЗ-256 практически не отличались от советских стандартных моделей. Машины грузоподъемностью 12 тонн оснащались современным дизелем ЯМЗ-238 V8 объемом 14,86 л, мощностью 240 л.с. при 2100 об/мин, и пятиступенчатой коробкой с демультипликатором, дававшей десять передач. Несмотря на отсутствие полного привода, проходимость машин впечатлила британских строителей. Руль оставался слева, а основные различия касались строгой приемки и яркой рыжей окраски.
Цена КрАЗ-256 в Британии составляла 8250 фунтов — относительно недорого для мощного грузовика, особенно на фоне легковых моделей: ВАЗ-2101 стоил около 1000 фунтов, Volkswagen Beetle — чуть больше тысячи, а универсал Ford Cortina — около 1600 фунтов. Цены практически не менялись на протяжении всего десятилетия.
Советские грузовики не полностью соответствовали британским требованиям: фары стояли слишком высоко, ширина КрАЗа (2640 мм) превышала допустимую, одноконтурные тормоза и низкая скорость вызывали критику. Проблемы решали с помощью кузовов британского производства (ширина уменьшалась до 2500 мм, борта делали выше), улучшения трансмиссии (максимальная скорость выросла с 65 до 77 км/ч), установки импортной двухконтурной тормозной системы и подрессоренных сидений водителя.
С 1974 года КрАЗ-256БЭ2 и 256БМ (BELAZ 256BM) выпускались с усиленной трансмиссией, бездисковыми колесами и двухконтурной тормозной системой.
К середине 1970-х советские самосвалы занимали второе место по импорту в Британии после немецких Magirus. КрАЗы, или BELAZы, работали на строительстве автострад, в песчаных карьерах и даже участвовали в проекте тоннеля под Ла-Маншем, начатом в 1974 году. Поставки на Туманный Альбион прекратились в 1984 году из-за ужесточения экологических норм и устаревания техники.
Всего в Великобританию поставили 433 самосвала. Некоторые машины сохранились до наших дней, другие находятся почти в металлоломном состоянии, но встречаются и в хорошем виде на ретро-событиях, вызывая интерес у любителей старой техники.

Закал ручку двери, очень хорошо обслужили, доволен как слон. Заказ пришел быстро. Процветания вашей компании

Большое спасибо Анатолию, за оперативную отправку. Подрулевой шлейф чанган цс35. Всё работает!!!

Заказывал внутреннюю ручку открывания двери на Ланос и на него же ручку заднего стеклоподъемника. Анатолий принял заказ, оформил, прислал видео товара и организовал доставку. Все максимально быстро и четко. Спасибо

Купил четыре колеса, диски в сборе с резиной. Доставка в Череповец прошла быстро. Спасибо Алексею за помощь.

Менеджер грамотно и правильно подсказал по запчастям. Купил не все, что хотел, но многое на свой второй фокус.

Я зол. Приехал за капотом на приору. И вроде выбор есть, но не выбрал ничего.

Менеджер вежливый. Принес мне фару для моей Цэшечки W202, протер и даже помог сразу поставить. Спасибо.